Оптовый рынок электроэнергии

ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» выдано ОАО «АТС» уведомление о предоставлении права в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с использованием зарегистрированной группы точек поставки

Регистрационный номер в Реестре субъектов оптового рынка электроэнергии 1.1.0131

Идентификационный код субъекта оптового рынка в торговой системе VOBLKOME

Код групп точек поставки, в отношении которых получено право участия в торговле электрической энергией(мощностью) в соответствии с актом о согласовании ГТП № 11/652 : GKRGTTEC,PKRGTTEC(Красавинская ГТ-ТЕЦ)

Ежедневные цены ОРЭМ

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 № 643 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в 6 тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии (ОГК), федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ОАО «Русгидро»), 14 территориальных генерирующих компаниях (ТГК) и государственном концерне «Росэнергоатом». Магистральными высоковольтными линиями электропередачи управляет принадлежащая государству Федеральная сетевая компания (ОАО «ФСК»). Государственные пакеты акций межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) переданы ОАО «Холдинг МРСК». Диспетчерское управление единой энергосистемой России осуществляет системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). В числе крупных компаний отрасли следует также упомянуть контролируемые государством вертикально-интегрированный холдинг ОАО «РАО ЭС Востока», объединяющий генерацию, распределение и сбыт электроэнергии дальневосточных регионов, и ОАО «Интер РАО ЕЭС», являющуюся оператором экспорта-импорта электроэнергии, а также владеющую генерирующими активами в России и за рубежом.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности

На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 года, когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

Рынок электроэнергии

При этом участники могут заключать свободные договоры (СД). Регулируемые договоры (РД) заключаются участниками на основании постановления Правительства №643 от 24 октября 2003 года «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

Условия регулируемых договоров (цены, объемы) определяются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), схема прикрепления контрагентов и графики поставки по регулируемым договорам — коммерческим оператором (ОАО «АТС») таким образом, чтобы совокупная стоимость базовых объемов электрической энергии и мощности, определенная по регулируемым договорам, не превышала стоимости поставки базовых объемов, определенной исходя из индикативных цен (тарифов) потребителей. Объемы поставки по РД соответствуют установленным постановлением Правительства Российской Федерации № 205 от 7 апреля 2007 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» пределам либерализации рынков электроэнергии.

Постановлением устанавливается, что с 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от базового прогнозного объема электрической энергии:

  • с 1 января по 30 июня 2007 г. – 95%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2007 г. – 90%;
  • с 1 января по 30 июня 2008 г. –85%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2008 г. – 75%;
  • с 1 января по 30 июня 2009 г. – 70%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2009 г. – 50%;
  • с 1 января по 30 июня 2010 г. –40%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2010 г. –20%

С 1 января 2011 г. на оптовом рынке электрическая энергия и мощность будут поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением поставок потребителям-гражданам и приравненным к ним категориям потребителей.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Кроме СД, на оптовом рынке обращаются свободные договоры на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ). СДЭМ предусматривает куплю-продажу определенного количества электроэнергии и одновременно оплату поставщику определенного объема мощности. Существуют биржевые и небиржевые СДЭМ. Биржевые СДЭМ представляют собой стандартизованные контракты, в которых оговорены объем электроэнергии и мощности, время и период поставки, график поставки (по дням недели и часам суток) и т.д. Торговля биржевыми СДЭМ осуществляется на авторизованных биржах (в настоящее время – ОАО «Биржа «Арена»). Небиржевые СДЭМ могут заключаться между контрагентами по регулируемым договорам, либо в отношении электроэнергии и мощности, вырабатываемой на генерирующем оборудовании, введенном после 2007 года.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок – в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой.

Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках двусторонних договоров и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), расчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, могут подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования.

Для генерирующего оборудования, учтенного в прогнозном балансе 2007 года, цена в заявке не может превышать тарифа, установленного ФСТ России. Для введенного после 2007 года оборудования (т.н. «новая» генерация) ценовая заявка не может превышать экономически обоснованного уровня, рассчитанного НП «Совет рынка» в соответствии с утвержденной методикой. В соответствии с правилами рынка мощности, вся мощность, отобранная на КОМ, должна быть оплачена потребителями.

Либерализация рынка мощности осуществляется синхронно с либерализацией рынка электроэнергии.

Купля-продажа мощности по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в рамках регулируемых договоров в соответствии с установленными темпами либерализации. Для атомных и гидроэлектростанций существует особый механизм продажи мощности по регулируемым ценам — договоры поставки мощности (ДДМ), формируемые коммерческим оператором.

На конкурентной основе мощность торгуется по свободным договорам купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), а также по договорам купли-продажи и комиссии.